Факультативные занятия


ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
I-IV классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Творческие мастерские» ставит своей целью развитие и реализацию индивидуальных способностей и задатков учащихся в области художественного конструирования.
Важными задачами факультативных занятий являются: формирование дизайнерского мышления через расширение представления детей о мире вещей; воспитание личности, умеющей самостоятельно мыслить, принимать творческие решения; совершенствование навыков рукотворчества через освоение различных технологий обработки материалов; развитие конструкторских способностей, воображения, фантазии, художественного вкуса; реализация положительного потенциала ребенка как творческой личности и адаптация его к социальной жизни.
Успешное усвоение программы
 предполагает формирование технологической грамотности учащихся, эстетического вкуса, положительного отношения к труду путем развития творческих способностей.
Привычный для взрослых процесс создания предметов и вещей из различных материалов — «волшебство» для детей, которым предоставляется возможность стать маленькими волшебниками. Они на протяжении четырех лет обучения будут познавать искусство художественного конструирования. Увлекательная игра «Школа маленьких волшебников» распахнет свои двери для первоклассников, во II классе это уже «Школа маленьких творцов и фантазеров». В III классе ребята перейдут в «Школу маленьких изобретателей», а итогом обучения и проверкой качества приобретенных ранее знаний в IV классе станет «Школа юных дизайнеров и архитекторов».
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одном случае он носит характер подражательный, в другом — поисковый, творческий.
Обучение строится с использованием игровых методов. Игра является стимулом к созиданию, позволяет почувствовать успех, дает ощущение свободного творчества и самовыражения, создает на уроке (или занятии) творческую атмосферу. Именно поэтому «Творческие мастерские» — это игра.
Изготовление многофункциональных изделий, композиций, предметов интерьера, диорам с использованием различных техник и их органичного сочетания — одна из творческих задач программы.
Доступность и простота в технологическом исполнении — основные критерии отбора и разработки учебного материала курса. Темы и разделы нацелены на создание как индивидуальных работ, выполненных в различных техниках, так и на объединение изделий прикладного творчества в коллективные композиции для украшения интерьера.
На факультативных занятиях «Творческие мастерские» процесс овладения опытом творческой деятельности нацелен на формирование готовности учащегося к поиску решения «новых» проблем, к творческому преобразованию действительности. Это достигается путем развития мышления и овладения трудовыми умениями. Развитие мышления детей осуществляется только в активной познавательной деятельности. Это могут быть высказывания о своих наблюдениях, предложения детей по изменению конструкции изделия, обоснование выбора той или иной технологической операции, приема, поиск своих вариантов оформления изделия. Чтобы разобраться в конструкции и технологии изготавливаемого изделия ребенок, выполняя творческие задания, должен думать, рассуждать вслух, спорить, доказывать. А для этого особенно важно четко организовать анализ предъявляемого детям образа изделия, в котором учащиеся не просто констатируют видимое, а объясняют, почему именно такой материал, такой способ соединения и т. д. будут оптимальными для данного изделия. Для достижения наибольшего результата учителю необходимо иметь на занятиях образцы изделий в собранном виде; эти же образцы, разобранные на детали для лучшего понимания их конструктивных особенностей; чертежи или схемы.
Весь процесс обучения и воспитания по данной программе, можно условно разделить на три направления:
1. Технологическое обучение:
  освоение и соблюдение правил техники безопасности;
  изучение свойств материалов, используемых в учебном процессе;
  освоение технологий обработки материалов;
  активизация познавательной деятельности;
  формирование рачительного, хозяйского отношения к богатствам природы.
2. Творческое, эстетическое обучение:
  развитие воображения, фантазии;
  формирование эстетического вкуса;
  развитие дизайнерского мышления;
  знакомство с истоками народного творчества через образцы декоративно-прикладного искусства.
3. Нравственное, духовное воспитание:
  формирование гармоничной, самобытной, духовной и творческой личности посредством приобщения к труду, искусству, национальной культуре и духовному наследию;
  воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности в процессе выполнения трудовых функций;
  формирование положительного отношения к труду, к результатам труда, к человеку труда.
Результат развития творческих способностей детей во многом зависит от личности учителя, от его интересов и способностей, от умения организовать детей и создать на занятиях творческую обстановку, способную дать свободу самовыражения. Использование на занятиях разнообразных форм, методов и приемов позволит создать атмосферу творческого поиска, а организация выставок, семейных конкурсов, аукционов будет стимулировать процесс творческого развития детей. Такого рода деятельность поможет укрепить положительную самооценку, повысить уровень притязаний, породить уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов, позволит воспитать Человека-автора со своей точкой зрения, со своим типом высказывания и способом деятельности.
Содержание программы рассчитано на 1 час в неделю.
Программа состоит из нескольких разделов, которые проходят через все классы циклично, как бы по спирали, усложняясь.
Содержание программы расширяет, обобщает и актуализирует знания детей, полученные на уроках трудового обучения и изобразительного искусства.
На ознакомительных занятиях, которые проводятся в начале учебного года, определяя цели и задачи на данный учебный период, дается общее представление об особенностях учебного процесса данного года обучения, расширяются общие знания детей о мире вещей и способах их создания.
В разделе «Конструирование из различных материалов» ребенку предоставляется возможность максимально полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
На занятиях по конструированию из различных материалов дети познают исторические аспекты происхождения материалов, его современные виды и способы получения; знакомятся со свойствами материалов и способами их изменения в процессе обработки и взаимодействия с другими материалами; изучают и приобретают опыт использования изучаемых материалов в прикладной деятельности; осваивают технологии их обработки с применением специальных инструментов.
Раздел «Освоение народных ремесел» позволяет познакомить детей с декоративно-прикладным искусством белорусского народа. Используя доступные материалы, учащиеся на практических занятиях постигают секреты народных мастеров, учатся объективно воспринимать, анализировать произведения народного творчества, определяя декоративные функции искусства как художественное совершенствование жизненной среды людей, условий их труда.
Ведущую роль в процессе художественного конструирования играет связь создаваемого предмета с окружающей его средой. Раздел «Домоводство» подскажет оригинальные технологии создания предметов, которые помогут младшим школьникам интересно и необычно организовать свой досуг, создать или украсить интерьер своей комнаты, класса.
Полученные на занятиях знания раскроют перед ребенком секреты создания уюта и красоты в окружающей его среде, научат ребенка креативно мыслить и творить.
Итоговое занятие — своеобразный праздник детского творчества, который должен стать стимулом для дальнейшего совершенствования и развития творческих способностей учащихся.


Раздел программы
Количество часов по классам


I
II
III
IV
Ознакомительное занятие
1
1
1
1
Конструирование из различных материалов:
• бумага и картон
• ткань
• природный материал
• бросовый материал


16
9
3
2
2

17
8
4
2
3

17
8
4
2
3

17
 8
4
 2
 3
Освоение народных ремесел:
• вытинанка
• вязание
• флористика
• соломоплетение
• вышивка
• плетение

6
2
2
2

9
2
3
2
2

10
2
2
2
2
2

10
1
2
2
 2
 2
 1
Домоводство:
• дела семейные
• подготовка к празднику
• уход за комнатными и декоративными растениями
• уход за домашними животными
5
 1
2


1

1
5
2
1


1

1
5
1
2


1

 1
5
 1
 2


1

1
Итоговое занятие
1
1
1
1
ВСЕГО
29
33
34
34

I КЛАСС
(29 часов)
ШКОЛА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ознакомительное занятие
1. «Умные вещи». Колпак для волшебника.

Конструирование из различных материалов
Изготовление изделий из бумаги
2. Веселые змейки. Моделирование.
3. Рождественские носочки. Коллаж.
4. Чудо-дерево. Обрывная аппликация. Коллективная работа.
5. Букет сирени. Обрывная аппликация. Коллективная работа.
6. Кораблик. Мозаика.
7. Аквариум. Оригами.
8. Снежинка. Оригами.
9. Объемная открытка.
10.  Космический полет. Бумажный конструктор. Изготовление изделий из ткани
11.  Коллаж из лоскутков.
12.  Изделия из марли.
13.  Пальчиковые куклы (кукольный театр). Изготовление изделий из природных материалов
14.  Бычок — смоляной бочок (конструирование из соломы).
15.  Кораблик. Изготовление изделий из бросовых материалов
16. Автомобиль. Конструирование из коробочек.
17. Флюгер (создание простейшего механизма).

Освоение народных ремесел
Вытинанка
18.  Орнамент. Декоративные подвески. Симметричное вырезание.
19.  Валентинка. Изготовление поздравительной открытки. Плетение
20.  Плетение из нити. Паучок.
21.  Разноцветные плетеночки (плетение из цветных ниток). Флористика
22.  Урок листопада. Листопаднички. Аппликация.
23.  Город листопада. Аппликация. Коллективная работа.

Домоводство
Дела семейные
24.  Новый год — семейный праздник. Маленькие хитрости. Подготовка к празднику
25.  Дары осени. Книжка-малышка.
26.  Утренник «Золотая волшебница».
Уход за комнатными растениями
27.  Зимний сад. Именные колокольчики. Уход за домашними животными
28.  Мы нашли своих хозяев. Книжка-раскладушка. Коллективная работа.

Итоговое занятие
29.  Лето. Коллаж. Коллективная работа.
Ребята знакомятся со свойствами бумаги, ткани, природного материала. Процесс поиска и «открытия» знаний не менее важен для изготовления игрушек и более значим для развития детей.
На занятиях дети осваивают основные технологии обработки материалов и осуществляют создание работ в основном по образцу и подобию, тем самым обеспечивая переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Творческой работой на данном этапе является художественное оформление работ, создание подобных образов или предметов.
В I классе дети осваивают технологии:
изготовление изделий из бумаги: коллаж, плоскостная аппликация, обрывная аппликация, мозаика, оригами, плоскостной конструктор;
изготовление изделий из ткани: коллаж, конструирование;
изготовление изделий из природных материалов: лесная скульптура;
изготовление изделий из бросовых материалов: конструирование из готовых форм, конструирование с использованием нетрадиционных материалов;
вытинанка: симметричное вырезание с использованием геометрических узоров;
плетение: создание изображения из ниток, плетение в 2—6 нитей;
флористика: аппликация;
домоводство: подготовка и проведение утренника «Осенний бал», подготовка семьи к новогоднему празднику, уход за домашними животными и комнатными растениями (декорирование вазонов).

II КЛАСС
(33 часа)
ШКОЛА МАЛЕНЬКИХ ТВОРЦОВ И ФАНТАЗЕРОВ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ознакомительное занятие
1. Сбор урожая.

Конструирование из различных материалов
Изготовление изделий из бумаги и картона
2. Оформление выставки. Паспарту.
3. Праздничный салют. Панорама.
4. Грозди рябины. Бумажная филигрань.
5. Конструирование трехмерной композиции. ^6. Звездочет. Конструирование игрушки.
7. Рождественский ангел. Объемное моделирование.
8. Кузовок для семян. Изготовление изделий по простейшим чертежам.
9. Воздушный змей. Изготовление модели простейшего летательного аппарата.
Изготовление изделий из ткани
10.  Салфетка. Разновидности швов.
11.  Цветы-звездочки. Моделирование из ткани.
12.  Новогодние сувениры-игольницы: снеговик, елка, избушка.
13.  Валентинка. Изготовление сувенира. Изготовление изделий из природных материалов
14.  Снегири и синички. Изготовление елочных украшений.
15.  Вазочка из яичной скорлупы. Создание объемной композиции.
Изготовление изделий из бросовых материалов
16.  Лето. Объемный коллаж.
17.  Рельефное панно с использованием стружек цветных карандашей.
18.  Парусные гонки. Настольная игра.

Освоение народных ремесел
Вытинанка
19.  Зимний пейзаж. Создание коллективной композиции.
20.  «Здравствуй, лето!». Создание силуэтных композиций.
53
Плетение
21.  Изделия из шпагата. Стаканчик для карандашей.
22.  Изделия из шпагата. Салфетка. Флористика
23.  Аппликация из засушенных растений.
24.  Мозаика из природного материала на пластилиновой основе.
25.  Весенний букет. Моделирование объемных изделий из природного материала.
Соломоплетение
26.   Мотылек. Моделирование из соломы.
27.   Птичка-вестунья. Моделирование из соломы.

Домоводство
Дела семейные
28.  Пуговички-озорницы. Создание композиции.
29.  Изготовление полезных вещей. Дружные воронята. Коллективная работа.
Подготовка к празднику
30.  Фестиваль масленичных блинов. Изделия из соленого теста. Уход за комнатными растениями
31.  Уход за комнатными растениями в зимний период. Неприхотливые кактусы.
Уход за домашними животными. Птицы 32.Мобиль «Стая голубей».

Итоговое занятие
33. Коллективный портрет. Коллаж.


Опираясь на изученные свойства некоторых материалов, дети совершенствуют свои знания путем сравнения их свойств и возможностей использования. Владея основными технологиями изготовления изделий из различных материалов, дети с большим интересом смогут создавать изделия с более сложной технологичностью и осваивать новые приемы создания поделок и композиций.
Творческий процесс зависит от уровня усвоения изучаемого материала, умений и навыков, приобретенных за время обучения. Обучение осуществляется с учетом этапов художественно-конструкторской деятельности: конструирование по образцу – конструирование по модели –конструирование по условиям – конструирование по простейшим чертежам и схемам –конструирование по замыслу –конструирование по теме.
Во II классе дети осваивают технологии:
изготовление изделий из бумаги и картона: плоскостное и объемное моделирование, бумажная филигрань, создание трехмерных композиций, работа по чертежам и схемам;
изготовление изделий из ткани: освоение типов швов, конструирование из ткани, создание объемных изделий, конструирование игрушки по выкройкам;
изготовление изделий из природных материалов: создание объемных композиций;
изготовление изделий из бросовых материалов: объемный коллаж, рельефное панно, настольные игры;
вытинанка: центрическая, рапортная, симметричная, создание коллективных работ;
плетение: декорирование предметов, конструирование изделий;
флористика: аппликация, мозаика на пластилиновой основе;
соломоплетение: моделирование;
домоводство: освоение способов пришивания пуговиц, использование бельевых прищепок для создания поделок, подготовка к празднику Масленица, уход за кактусами, домашними птицами.

III КЛАСС
(34 часа)
ШКОЛА МАЛЕНЬКИХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ознакомительное занятие
1. Изобретения на службе у человека. Об электричестве и магнитах.

Конструирование из различных материалов
Изготовление изделий из бумаги и картона
2. Цветы. Оригами.
3. Веер. Бумажная филигрань.
4. Конструирование игрушек-дергунчиков.
5—6. Моделирование настольного кукольного театра.
7. Афиша для кукольного представления. Коллаж.
8. Птица-говорун. Конструирование игрушки-веселушки.
9. Светильник «Таинственный замок».
Изготовление изделий из ткани
10.  Подушка «Шахматка». Лоскутное шитье.
11.  Сувенирные открытки с вышивкой.
12.  Змейка. Создание мягкой игрушки из лоскутков.
13.  Львенок. Создание игрушки-подушки по выкройкам. Изготовление изделий из природных материалов
14.  Аппликация из яичной скорлупы. Технология изготовления.
15.  Аппликация из яичной скорлупы. Создание композиции. Изготовление изделий из бросовых материалов
16.  Изучение устройства игрушки  «Неваляшка».  Изготовление игрушки «Ванька-встанька».
17.  Конструирование музыкальных инструментов из подручных средств.
18.  Создание игрушек из поролона.

Освоение народных ремесел
Вытинанка
19.  Изготовление сувенирных открыток. Пасхальные подарки.
20.  Страна эльфов. Коллективная композиция. Плетение
21.  Изонить: технология изготовления.
22.  Создание композиции в технике изонити. Вязание
23.  Простая веревочка. Вязание крючком.
24.  Вязание крючком по кругу. Изготовление кошелька. Флористика
25.  Бансай из сухолеток. Аранжировка растений.
26.  Зимний букет. Аранжировка растений. Соломоплетение
27.  Технология изготовления элементов паука.
28.  Паук. Моделирование из трубчатой соломы. Коллективная работа.

Домоводство
Дела семейные
29.  Как к нам пришла книга. Уход за книгами. Создание книжек-малышек.
Подготовка к празднику
30.  День рождения в «Парке юрского периода». Изготовление пригласительных билетов.
31.  День рождения в «Парке юрского периода». Коллекция интересных идей для организации семейного праздника.
Уход за комнатными растениями
32.  Уход за комнатными растениями. Флорик — забавный ежик. Уход за домашними животными
33.  Создание пригласительных билетов для защиты проекта «Наши верные друзья». Оригами. Объемная аппликация.
Итоговое занятие
34.  Фестиваль семейного творчества. Итоговая выставка «Коллекция домашних изделий и изобретений».

Эта ступенька совершенствования знаний в области трудового обучения позволит детям ближе познакомиться с миром окружающих нас вещей, узнать больше об изобретателях, устройстве простых механизмов и приспособлений. Ребята получат возможность самостоятельно изобретать и моделировать, используя имеющиеся знания. Деятельность должна носить творческий характер, т. е. должна быть связана с созданием чего-то нового, открытием для себя новых знаний, обнаружением в себе новых возможностей.
Такой подход позволит развивать мыслительную деятельность учащихся. Дети смогут анализировать и синтезировать имеющиеся знания для самостоятельного применения их на практике, создавая оригинальные сувениры и композиции в смешанной технике.
Показателем эффективности обучения будет являться самостоятельный выбор учащимися техники исполнения изделия на заданную тему.
В III классе дети осваивают технологии:
изготовление изделий из бумаги и картона: оригами, бумажная филигрань, игрушки-дергунчики, настольный кукольный театр, афиша-коллаж, конструирование игрушек, моделирование из объемных форм;
изготовление изделий из ткани: лоскутное шитье, декоративная вышивка, изготовление мягкой игрушки;
изготовление изделий из природных материалов: кракле, аппликация из яичной скорлупы;
изготовление изделий из бросовых материалов: динамическая игрушка, создание музыкальных инструментов, игрушки из поролона;
вытинанка: декорирование изделий, создание композиций;
плетение: изонить (вышивка на картоне);
вязание: крючком (простая веревочка; по кругу);
флористика: аранжировка растений (бансай, зимний букет);
соломоплетение: создание объемных конструкций;
домоводство: уход за книгами, подготовка к тематическому дню рождения, наблюдение и уход за домашними животными и комнатными растениями.

IV КЛАСС
(34 часа)
ШКОЛА ЮНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ И АРХИТЕКТОРОВ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Ознакомительное занятие
1. Дизайн и архитектура в жизни человека.

Конструирование из различных материалов
Изготовление изделий из бумаги и картона
2. История развития архитектуры. От шалаша до небоскреба.
3. Стили в архитектуре. Бумажная пластика. Создание макетов.
4. Жемчужины белорусского зодчества: Мирский замок. Создание макета.
5. Удивительные сооружения современности: Национальная библиотека. Создание макета по чертежу.
6. Технология дизайнерского решения. Создание Солнечного города для Незнайки и его друзей. Моделирование архитектурных сооружений.
7. Моделирование деревьев для Солнечного города (сад, парк).
8. Дизайн – это удобно, красиво, эффектно. Поиск нестандартного решения создания расписания уроков.
9. Приятные мелочи для украшения интерьера. Объемные изделия в технике бумажной филиграни.
Изготовление изделий из ткани
10. Роль цвета в создании композиции. Коллаж.
11. Слоненок. Изготовление мягкой игрушки по предложенным выкройкам.
12. Изготовление кукол для кукольного театра.
13. Пошив одежды для кукол кукольного театра.
Изготовление изделий из природных материалов
14.  Дизайнерские идеи вокруг тебя: самолет — стрекоза, рыба — подлодка, птица — самолет и т. д. Конструирование.
15.  Изобретение украшений с использованием природного материала (обереги, кулоны, браслеты, бусы и т. д.). Изготовление изделий из бросовых материалов.
16.  Средневековый замок. Конструирование.
17.  Сказочный дизайн. Туфелька для Золушки.
18.  Изобретаем машину будущего. Техническое моделирование.

Освоение народных ремесел
Вытинанка
19.  Декорирование изделий. Художественное оформление в технике вытинанки. Пасхальное яйцо.
Вышивка
20.  Декоративная миниатюра.
21.  Оформление декоративной миниатюры. Плетение
22.  Использование выразительности форм для решения дизайнерской задумки. Создание сюжетной композиции на планшетах различной формы.
Вязание
23.  Изготовление салфетки. Базовая форма «круг».
24.  Изготовление салфетки. Создание из базовой формы образного изображения (черепашка, солнце).
Флористика
25.  Украшения. Бутоньерка.
26.  Технология и секреты создания букета. Соломоплетение
27—28. Проектирование и создание объемной конструкции обрядового атрибута («калядная зорка»).

Домоводство
Дела семейные
29.  Изобретения для удобства. Маленькие хитрости. Подготовка к празднику
30.  Спортивный праздник «Мама, папа, я — спортивная семья». Изготовление простейших приспособлений для проведения спортивных конкурсов.
31.  «Прощание с начальной школой» изготовление сувениров-подарков из соленого теста.
Уход за цветочно-декоративными растениями
32.  Оформление кашпо.
Уход за рыбками в аквариуме
33.  Панорама морского дна в интерьере класса, детской комнаты.

Итоговое занятие
34.  Семейный проект «Школа будущего».

На данном этапе осуществляется совершенствование художественно-конструкторской деятельности и развитие дизайнерского мышления. Приобретенный в прошлые годы опыт позволит четвероклассникам освоить азбуку дизайна, создавая предметы интерьера с учетом цвета, формы, пространства. Освоение основ художественно-конструкторской деятельности откроет перед учащимися секреты создания архитектурных сооружений, позволит побыть в роли архитекторов, создающих памятники архитектуры и города будущего.
В IV классе дети осваивают технологии:
изготовление изделий из бумаги и картона: создание макетов архитектурных сооружений, панорамы, объемных изделий в технике бумажной филиграни;
изготовление изделий из ткани: коллаж, мягкая игрушка, конструирование мягких игрушек из различных выкроек, изготовление кукол для кукольного театра, пошив одежды для кукол;
изготовление изделий из природных материалов: моделирование по представлению, создание украшений;
изготовление изделий из бросовых материалов: конструирование замка из нетрадиционных материалов, техническое моделирование с использованием готовых форм;
вытинанка: «беларуская выцінанка», создание сюжетной композиции;
вышивка: создание миниатюр;
плетение: изонить (создание сюжетной композиции на планшетах различной формы);
вязание: крючком (изготовление салфетки из базовой формы «круг»);
флористика: фитодизайн (украшения, составление букетов);
соломоплетение: объемные конструкции (создание обрядовых атрибутов и украшений);
домоводство: подготовка к спортивному празднику «Мама, папа, я — спортивная семья» (изготовление простейших приспособлений для конкурсов), изготовление сувениров из соленого теста к утреннику «Прощание с начальной школой», организация музея семейных находок-изобретений, уход за цветочно-декоративными растениями, уход за аквариумными рыбками (создание панорамы).

Литература

Школа маленьких волшебников: уроки труда: Первый год обучения: методическое пособие / авт.-сост. М. В. Кудейко. — Мн.: Пачатковая школа, 2004.
Школа маленьких творцов и фантазеров: уроки труда: 2-й класс: методическое пособие / авт.-сост. М. В. Кудейко. — Мн.: Пачатковая школа, 2005.
Школа маленьких изобретателей: уроки труда: 3-й класс: методическое пособие / авт.-сост. М. В. Кудейко. — Мн.: Пачатковая школа, 2006.
Школа юных дизайнеров и архитекторов: уроки труда: 4-й класс: методическое пособие / авт.-сост. М. В. Кудейко. — Мн.: Пачатковая школа, 2006.


Комментариев нет:

Отправить комментарий